Главная » Файлы » PDF

Шаманизм народов Сибири. Этнографические материалы XVIII-XX вв. Хрестоматия
[ Скачать с сервера (7.07Mb) ] 18 Апр 2016, 20:25
Традиционное мировоззрение народов Сибири — шаманизм — является особой формой видения и познания мира, рассматривающей человека как часть Космоса. Оно нацелено на непосредственное восприятие мира, постижение взаимосвязи природы и человека. Как феномен мировой цивилизации, известный многим народам мира и в далеком прошлом, и в настоящее время, шаманизм сформировался в рамках древнего дуалистического мировоззрения, разделяющего мир на обыденный и сакральный. В основе его концепции лежит анимистическая картина мира: вера в духов и божеств природы, души людей, духов — помощников шамана. Она функционирует по определенным законам магического и мифологического мировосприятия: тождества природы и человека, когда природе приписываются человеческие свойства и связи, а людям — свойства и связи природы. В нем нет противопоставления духовного и телесного, части и целого, живого и мертвого, микро- и макрокосма. В традиционной культуре шаманизм основывается на религиозно-мифологическом мировоззрении, широкой культовой практике, институте становления и обучения шамана.

Ученые, исследующие феномен шаманизма, определяют его по-разному. Одни видят в нем «естественную политеистическую религию» (Л. П. Потапов), другие — мировоззрение, включающее зачатки народных знаний, религию, искусство, фольклор (В. Г. Бого-раз, Е. В. Ревуненкова); магический культ (И. С. Вдовин); экстатическую религию (М. Элиаде); архетипы бессознательного (К. Г. Юнг). Сами шаманы определяют свою веру как «путь знания и обретения силы».

Шаманство как способ духовного (мистического, а в дальнейшем и религиозного) познания мира, основанный на измененном состоянии сознания, достижении одержимости, экстаза, использовании различные психотехник, психоделиков (наркотические напитки, мухоморы, голодания, бдения и проч.), позволяет человеку проникнуть в глубинные структуры бессознательного и подключиться к «информационному» полю Земли для считывания информации. Шаманы способны моделировать психику человека (собственную и чужую). Как феномен цивилизации шаманизм возник на основе древнейших ритуалов и мифологии и существует в различных проявлениях, внешне не всегда совпадающих друг с другом. В палеолите зарождается так называемый «охотничий шаманизм» — способ обретения силы и власти над собой и миром, что находит проявление в охотничьей магии, тотемистической мифологии и ритуалах, предметах, наскальных рисунках, моделирующих одновременно человека, космос, дерево и животное; чаще это антропоморфно-растительная модель и мать-прародительница растений, животных, человека либо птица-космос, совмещающая мужское и женское начала. В эпоху неолита появляется разработанная структура вертикальной и горизонтальной модели мира, выраженная в представлениях о мировом дереве, мировой горе как утробе матери и космической вертикали, лестнице на небо и под землю. Дальнейшая разработка анимистической картины мира в виде сложных взаимоотношений богов, демонов, духов (особенно духов болезни), предков (умерших и живых), разработка магических приемов гадания и предсказания, разнообразной атрибутики привела к созданию стройной религиозно-мифологической системы шаманизма, которая в эпоху металла становится наряду с жреческой религией одной из доминирующих религиозных систем у отдельных народов, например, Центральной Азии.

Феномен шаманства как экстатическую форму общения с миром духов можно сравнивать с аналогичными проявлениями в других религиях и мистических системах, например, в античном культе Демет-ры, Лфизме в исламе, религиозной секте хлыстов в русском христианстве. Близкими формами познания мира являются также даосизм, синтоизм, буддизм, индуистская йога, но в восточных системах преобладает медитативный, близкий в определенной степени к христианству, а не экстатический опыт. Любопытно отметить, что шаманизм основывается на работе вибраций как сакрального низа, так и верха, поскольку нет разницы в этих направлениях, христианство же работает только на верхних вибрациях; буддизм, жреческие религии Древнего Востока и жреческий шаманизм предпочитают использовать верхние вибрации, но учитывают также и другие направления. Переход на работу сверхсознания и контроль за нижними вибрациями бессознательного составляют основу современного городского шаманизма.

Сибирский шаманизм представляет собой классическую форму шаманского мировоззрения. Через русских путешественников и ученых — исследователей Сибири слово «шаман», взятое из тунгусо-маньчжурских языков, стало известно во всем мире. Оно связано с глаголом са — «знать». Каждый народ имеет свои собственные названия для шаманов, которые могут различаться даже у одного народа в зависимости от функций и категорий шамана: у якутов шаманы назывались ойун, а шаманки — удаган, у ненцев — тадебей, у бурят — боо, у хантов — ёлта-ку, у кетов — сенин, у юкагиров — алма, у эвенков — саман, шаман, у алтайцев — ком. От тюркского слова ком произошло и слово камлание, обозначающее обрядовое действие шамана в состоянии экстаза, которое осмыслялось как полет по мирам Вселенной. В шаманизме народов Сибири имеются общие универсальные черты и особенности, обусловленные этническими и региональными традициями. Шаман — посредник, являющийся избранником духов, обладал способностью видеть иную, особую реальность и путешествовать в ней. Важную роль в становлении личности шамана играли обряды посвящения, увеличения сакральной силы и обретения им статуса Большого шамана. Основными функциями сибирских шаманов были гадание и предсказание, лечение, проводы души. Кроме того, сибирские шаманы могли отправлять промысловые, семейные и погребальные культы.

Читать далее...
Категория: PDF | Добавил: Шкицки
Просмотров: 128 | Загрузок: 8